Профессиональные справочные системы для специалистов
18.04.2024
ФАС подвела итоги тарифной кампании 2023 года

     Принятые службой меры по совершенствованию тарифного регулирования были озвучены на практическом семинаре в г.Сочи.
     
     Заместитель руководителя ФАС Виталий Королев рассказал об инструментах модернизации коммунальной инфраструктуры. К ним относятся концессии, инвестпрограммы, "альтернативная котельная" и бюджетная поддержка.
     
     По данным региональных тарифных органов, в ЖКХ привлечено 281 млрд рублей: теплоснабжение - 151, водоснабжение - 42, водоотведение - 66, ТКО - 22.
     
     Также Правительство РФ расширило возможности поддержки коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда национального благосостояния и других заемных средств. Ресурсоснабжающая компания по заявке застройщика может построить с привлечением средств ФНБ инженерные сети для техприсоединения к тепло-, водоснабжению, водоотведению.
     
     Виталий Королев отметил, что ФАС России произведет "донастройку" механизма долгосрочных индексов. Она будет предполагать целевое направление инвестиций и их прозрачное использование при модернизации и ремонте объектов.
     
     Замруководителя службы затронул тему газификации. Сейчас заключено 1154755 заявок (96% от принятых), исполнено 925144 (80%). По остальным сейчас ведется совместная работа ведомства с газораспределительными организациями и регионами.
     
     Кроме того, он сообщил, что потенциал газификации СНТ составляет до 1,5 млн домовладений.
     
     За 2023 год общий объем начислений за ЖКУ составил 7,3 трлн рублей, из них фактически было оплачено 7,2 трлн рублей. В результате общий уровень оплаты составил 99%. По данным Минстроя России на 1 октября 2023 г., которые привел Королев, общий объем задолженности по всем типам потребителей за ЖКУ в РФ по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. сократился на 0,2% и составил 1308,2 млрд рублей. В том числе задолженность организаций, финансируемых из федерального бюджета, сократилась на 12,3% - до 20,3 млрд рублей, организаций, финансируемых из региональных и местных бюджетов, - на 6,6%, до 28,9 млрд рублей, населения по оплате ЖКУ - на 1,2%, до 714,5 млрд рублей, исполнителей КУ сократился на 5,3%, до 182,7 млрд рублей. В то же время коммунальные долги прочих (промышленных) потребителей возросли на 6,1% - до 361,6 млрд рублей.
     
     Статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал об итогах контрольно-надзорной деятельности ведомства в 2023 году.
     

     В прошлом году служба провела 60 контрольных мероприятий, по итогам которых ведомство выдало 117 предписаний об устранении выявленных нарушений.
     
     Сергей Пузыревский отметил, что служба усилила взаимодействие с органами прокуратуры и другими правоохранительными органами, а также с Росфинмониторингом и Счетной палатой РФ.
     
     В 2023 году выявлено 23,1 млрд рублей необоснованных средств. Из них на 2024 год были исключены 11,1 млрд рублей. Это позволяет избежать существенного роста тарифов.
     
     Также Сергей Пузыревский рассказал о новых подходах в контроле. Так, с 1 января 2024 года региональные управления ФАС России по поручению центрального аппарата службы могут проводить внеплановые выездные и документарные проверки в сфере тарифного регулирования. Это позволяет более эффективно реагировать на случаи необоснованного роста тарифов.
     
     В феврале текущего года территориальными органами ФАС России была проверена экономическая обоснованность расходов на топливо, включенных в тарифы теплоснабжающих организаций в 82 субъектах РФ. По фактам нарушений будут выданы предписания об их устранении.
     
     Также он отметил, что в первом квартале 2024 года по итогам мониторинга в сфере ТКО было выдано 19 предписаний на общую сумму более 2 млрд рублей.
     
     Геннадий Магазинов также озвучил предложения по "донастройке" дифференцированных тарифов. Усовершенствования будут направлены на определение предельного значения третьего диапазона потребления. Предлагается на первом этапе определить его на уровне 9375 кВт·ч, а в дальнейшем осуществить более гибкую настройку данного параметра исходя из региональных особенностей каждого субъекта РФ, а также сезонных факторов.
     
     Кроме того, эффективность диффтарифов повысится в случае исключения второго диапазона объемов потребления из расчета индекса платы граждан по аналогии с тем, как это работает сейчас для третьего диапазона.
     
     Также целесообразно ввести особенности расчета тарифа третьего диапазона, позволяющие создать действенные стимулы для борьбы с серым майнингом в ряде регионов.
     
     Кроме того, Геннадий Магазинов рассказал о введении механизма целевой амортизации. Он позволяет увеличить объем инвестиций в отрасли. Расходы на амортизацию будут включаться в необходимую валовую выручку ТСО при условии наличия инвестиционной программы. По мнению службы, инициатива позволит направлять тарифные средства на инвестиции и ремонт, что, в свою очередь, обеспечит надежность и качество объектов электросетевого хозяйства.
     

     Председатель Правления Ассоциации "НП Совет рынка" Максим Быстров в своем выступлении заявил, что в большинстве субъектов Российской Федерации, где на 2024 год установлены тарифы на электроэнергию, дифференцированные по объемам потребления, пороговое значение электропотребления для первого диапазона определено на уровне 10 тысяч кВт·ч в месяц или более. Это говорит о том, что решения о дифференциации тарифов формально приняты, но по факту имеют номинальный характер.
     
     "Для изменения ситуации необходимо нормативно закрепить определение предельных максимальных пороговых значений первого и второго диапазонов электропотребления. Этими значениями или методикой должны руководствоваться региональные органы власти при принятии соответствующих тарифных решений", - подчеркнул он.
     
     Чтобы определить максимальные пороговые значения, Совет рынка предлагает использовать для первого диапазона Методику расчета социальной нормы потребления электроэнергии с учетом необходимых корректировок. Для второго - максимальную мощность 15 кВт и 500 часов использования мощности в месяц, предусмотренные пунктом 60 Основ ценообразования в области регулируемых цен.
     
     Максим Быстров добавил, что Совет рынка провел ориентировочный расчет на примере одного из субъектов Российской Федерации, используя базовую величину социальной нормы в размере около 200 кВт·ч в месяц. Предельное максимальное пороговое значение для первого диапазона составило около 2,3 тысяч кВт·ч, для второго - 4,5 тысяч кВт·ч. В отопительный сезон данные величины будут выше и составят 5 и 7,5 тысяч кВт·ч соответственно.
     
     "Кроме того, чтобы не быть голословными, мы провели опрос среди сотрудников группы компаний "Совет рынка" об объемах потребления. У нас получилась медиана чуть меньше 400 кВт·ч. Как мы видим, цифра небольшая", - отметил Председатель Правления Ассоциации.
     
     Также в своем выступлении Максим Быстров остановился на стандартизированных тарифных ставках на технологическое присоединение к сетям.
     
     По его словам, сейчас имеются существенные расхождения между величиной ставки и экономически обоснованными затратами для нестандартных случаев подключения. Для того чтобы снизить остроту проблемы, "Совет рынка" предлагает внести коррективы в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение.
     
     Председатель Правления Ассоциации предложил рассмотреть два варианта решения вопроса. В первом при малых объемах строительства, как по масштабу строительства, так и по количеству объектов, можно ввести ограничения на использование метода сравнения аналогов при малом количестве построенных объектов-аналогов, а также использовать поправочные коэффициенты при определении платы по формуле.
     

     Во втором варианте, который касается значительных объемов и стоимости строительства, можно применять корректировку платы на основе утвержденной проектной документации. И кроме этого унифицировать подходы при расчете ставок и определении платы с учетом категорийности подключения.
     
     "Необходимо обращать внимание на случаи, когда вновь устанавливаемая ставка заметно выше, чем в любом другом регионе. Для таких ситуаций видится целесообразным рассмотреть альтернативные технические решения. Это важно в большей степени для тех потребителей, кто будет использовать данные ставки для последующего, повторного применения", - подчеркнул Максим Быстров.
     
     
     По материалам:
     https://fas.gov.ru/,
     https://fas.gov.ru/www.bigpowernews.ru,
     https://fas.gov.ru/www.bigpowernews.ruwww.np-sr.ru