10 апреля 2024 года состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике на тему "Возобновляемые источники энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности: реализация отобранных проектов, отборы 2024 года, вопросы локализации и импортозамещения".
Депутаты заслушали информацию Минэнерго России, Минпромторга России, инфраструктурных и энергетических компаний о ходе реализации программ государственной поддержки отрасли ВИЭ с использованием механизма договоров о предоставлении мощности (ДПМ ВИЭ 1.0, ДПМ ВИЭ 2.0), выполнении требований по программам локализации и объему экспортных поставок оборудования и услуг, проведении отборов генерирующих объектов в 2024 году, импортозамещении и перспективах развития отрасли ВИЭ.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что результаты развития ВИЭ за последнее время, экономические показатели отрасли, прежде всего, стоимость получаемой электроэнергии, уже сопоставимая с электроэнергией, вырабатываемой традиционной энергетикой, достигаемая степень локализации являются в определенной степени ответом на вопрос, есть ли у ВИЭ перспективы в такой богатой углеводородами стране, как Россия. Отрасль ВИЭ может быть инвестиционно привлекательной и вполне конкурентоспособной как на внутреннем рынке, с учетом ряда факторов, так и на экспортных рынках. При этом нельзя не учитывать ту степень господдержки, в которой пока нуждается отрасль, в том числе в рамках ДПМ, что создает дополнительную нагрузку на традиционную энергетику.
Директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов рассказал об итогах 2023 года и планах на 2024 год и далее. По итогам 2023 года совокупный объем выработки электроэнергии всеми объектами ВИЭ-генерации (в том числе СЭС, ВЭС, малыми гидроэлектростанциями до 50 МВт (мГЭС), биоэлектростанциями на основе биомассы, биогаза, свалочного газа (биоЭС), геотермальными электростанциями (геоЭС) в России составил 13,4 млрд кВт·ч, что соответствует 1,14% в общем объеме выработки электрической энергии.
Выработка электроэнергии объектами, функционирующими в рамках программы поддержки ДПМ ВИЭ на ОРЭМ, в 2023 году составила 8,8 млрд кВт·ч, что на 14% больше, чем годом ранее, доля ДПМ ВИЭ в совокупном объеме выработки электроэнергии в ЕЭС России - 0,78%.
По данным Минэнерго России, по состоянию на 01.01.2024 совокупная установленная мощность объектов ВИЭ-генерации в России составляет 6120 МВт, в том числе в рамках ДПМ ВИЭ - 4295 МВт, что позволяет говорить об исполнении плановых показателей развития отрасли, предусмотренных в том числе в паспорте Федерального проекта "Чистая энергетика".
В 2023 году состоялся второй конкурсный отбор инвестиционных проектов по строительству объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в рамках второго этапа программы поддержки ДПМ ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощности. По итогам конкурсного отбора совокупная мощность отобранных проектов ВИЭ-генерации составила 1825,1 МВт, в том числе: ВЭС - 738,6 МВт, СЭС - 1086,5 МВт. Всего отобран 41 объект ВИЭ с началом поставки мощности в 2025-2029 годах с общей суммой требуемой годовой выручки от 3,4 до 20,7 млрд рублей (в ценах 2021 года) нарастающим итогом с 2025 по 2029 год соответственно. Совокупный объем разыгранной на отборе 2023 года поддержки до 2035 года составил около 110 млрд рублей (в ценах 2021 года).
В результате отбора 2023 года минимальная стоимость электрической энергии для проектов ВЭС составила 4188,0-5669,0 руб./МВт·ч (в ценах 2023 года) для 2025-2029 годов начала поставки мощности, средневзвешенная стоимость электрической энергии ВЭС составила 4556,3-5669,0 руб./МВт·ч (в ценах 2023 года). Уровень снижения относительно заявок первого этапа достиг 17-32% и относительно предельных показателей эффективности - 20-32% в зависимости от года ввода.
В секторе солнечной генерации минимальная стоимость электрической энергии для проектов СЭС составила 7500,0-7700,0 руб./МВт·ч (в ценах 2023 года) для 2025-2028 годов начала поставки мощности, средневзвешенная стоимость электрической энергии СЭС - 7770,9-7974,9 руб./МВт·ч (в ценах 2023 года). Для проектов СЭС минимальная стоимость электроэнергии снизилась на 25-37% относительно заявок, поданных на предыдущих этапах, и предельных показателей эффективности.
По состоянию на 01.04.2024 за время функционирования механизма поддержки и стимулирования развития ВИЭ-генерации на оптовом рынке в России введены в эксплуатацию 103 электростанции ВИЭ совокупной мощностью 4330,0 МВт, в том числе: 70 СЭС - 1788,3 МВт; 26 ВЭС - 2455,0 МВт; 7 мГЭС - 86,7 МВт.
В результате реализации первого этапа программы поддержки ДПМ ВИЭ 1.0, который с учетом переноса плановых сроков начала поставки мощности завершится в 2026 году, в России будут функционировать 5,4 ГВт ВИЭ-генерации, из которых на сегодняшний день реализовано уже 80% запланированных объемов.
Всего по итогам конкурсных отборов проектов ДПМ ВИЭ (включая ДПМ ТБО), проведенных в период 2013-2023 годов, с учетом отказов от исполнения обязательств должно быть построено 335 объектов с датой начала поставки мощности в 2014-2029 гг. и суммарным плановым объемом установленной мощности 9829,48 МВт, в том числе СЭС - 3650 МВт, ВЭС - 5559 МВт, мГЭС - 286 МВт.
На 2024 год запланировано проведение очередного конкурсного отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов ВИЭ, сроки проведения отбора перенесены на декабрь 2024 года. На отборе 2024 года будет разыгран годовой объем поддержки в размере 5,2 млрд рублей (в ценах 2021 года), что соответствует отбору свыше 430 МВт энергомощностей ВИЭ.
"Конкурсные отборы проектов ВИЭ на оптовом рынке состоятся в декабре этого года, планов по их отмене или переносу нет. При этом Минэнерго фиксируется значительный интерес инвесторов к участию в таких отборах", - подчеркнул Андрей Максимов.
"Не очень востребованы объёмы по малым ГЭС. Конкурс не дал пока результатов. В рамках наших предложений мы сейчас направили, прорабатываем и уже согласовали с заинтересованными федеральными ведомствами увеличение программы поддержки по малым ГЭС на 30 млрд рублей и изменения ценовых параметров, что, по нашему мнению, как раз позволит этот сектор запустить, потому что пока там реализация проектов застопорилась", - сказал г-н Максимов.
При этом он отметил, что для дальнейшего эффективного развития зелёной энергетики в России имеет смысл рассмотреть вопрос повышения ответственности инвесторов за локализацию производства оборудования и компонентов для ВИЭ на территории страны.
Представитель Департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга России Федор Каменев отметил, что в отношении всех квалифицированных генерирующих объектов ДПМ ВИЭ Минпромторгом России подтверждено выполнение целевых показателей степени локализации в размере, требуемом для оплаты мощности в полном объеме.
Одним из ключевых изменений, которое внесла вторая программа поддержки ДПМ ВИЭ 2.0, является углубление требований по локализации и введение требований по экспорту энергооборудования. В рамках второго этапа программы поддержки осуществлен переход от процентной к балльной системе расчета вкладов элементов оборудования в степень локализации с целью ее углубления, в том числе за счет перехода на использование отечественных материалов внутри компонентов оборудования и формирования локальных цепочек поставок с высокой степенью технологической независимости в сегменте оборудования для ВИЭ-объектов.
В целях дальнейшего технологического развития промышленных предприятий с 2025 года в рамках программы ДПМ ВИЭ 2.0 требования по локализации вырастут почти в 2 раза. В рамках второго этапа ДПМ ВИЭ 2.0 также внедрены целевые показатели экспорта и штрафы за несоблюдение данных требований. Целевые показатели будут поэтапно расти на протяжении 10 лет и стимулировать отрасли по производству генерирующего оборудования к повышению конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках.
В секторе ветроэнергетики реализуется программа по углублению локализации и расширению промышленной кооперации с отечественными поставщиками. Технология производства суверенных ветроэнергетических установок большой мощности была включена в Перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями для заключения СПИК. В рамках взятых обязательств АО "НоваВинд" на период до 2024 года сформированы инвестиционные бюджеты в объеме свыше 50 млрд рублей, в том числе в проекты развития производств. АО "НоваВинд" является якорным заказчиком для российских промышленных предприятий - поставщиков продукции и услуг в ветроэнергетике. В ветроэнергетический проект АО "НоваВинд" вошло порядка 70 российских компаний. Реализована задача по локализации производства башни ВЭУ, ламинированных пластин ротора и статора ВЭУ, крупногабаритных деталей генератора, композитных ветролопастей и постоянных магнитов.
Приоритетной задачей остается развитие производства постоянных магнитов - к 2027 году планируется завершить проект создания производства неодимовых магнитов полного цикла на основе отечественной минерально-сырьевой базы. В феврале 2024 года подписан СПИК по проекту создания в городе Глазове первого в России крупнотоннажного производства постоянных редкоземельных магнитов. СПИК будет действовать до момента запуска производства. Планируемая производственная мощность будущей площадки - 1000 тонн в год. В результате реализации новых промышленных проектов в цепочках поставок комплектующих для ВЭУ АО "НоваВинд" планирует увеличить степень локализации генерирующих объектов до 75%.
В сфере солнечной энергетики системная работа ГК "Хевел" по совершенствованию производства модулей по гетероструктурной технологии и внедрение ее в серийное производство позволило достигнуть КПД фотоэлектрического преобразователя до 23,5%, что значительно повышает конкурентоспособность российской продукции на внешних рынках. Гетероструктурные солнечные модули относятся к новому поколению, они обладают преимуществами кремниевых, а также отличаются высокой эффективностью преобразования солнечного света в электроэнергию. С 2018 года ГК "Хевел" были осуществлены экспортные поставки продукции в страны Европейского Союза, АТР, США, Саудовскую Аравию, Нидерланды, Киргизию и др. Портфель поставок оценивается более чем в 3,4 ГВт. В 2024 году на заводе завершен 5-й этап модернизации производства, направленный на расширение линейки выпускаемой высокотехнологичной конкурентоспособной в России и за рубежом продукции.
В 2024 году в Калининградской области создано крупнейшее в России производство компонентов для солнечной энергетики на базе гетероструктурной технологии - кремниевых пластин и фотоэлектрических преобразователей мощностью 1,3 ГВт в год и 1 ГВт в год соответственно. Создано более 700 высоквалифицированных рабочих мест, к 2030 году планируется увеличение до 1150. Инвестиции в производственный комплекс составили порядка 30 млрд рублей. Все эти проекты оказывают синергетический эффект для усиления технологического суверенитета и развития отрасли солнечной энергетики в России, а также повышения конкурентоспособности российской продукции на международных рынках.
Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев отметил, что, несмотря на то что объекты ВИЭ действуют уже в 50 регионах, не все региональные власти вовлечены в развитие отрасли, при том что потенциал тех или иных технологий ВИЭ, не только СЭС и ВСЭ, есть практически везде. Было бы целесообразно создать механизмы, стимулирующие субъекты Федерации активнее участвовать в отборах по ВИЭ.
Особое внимание следует уделить Дальнему Востоку. Обеспечение возможности участия проектов ВИЭ-генерации в покрытии прогнозируемого энергодефицита в ОЭС Востока, возникающего в связи с опережающим темпом развития данного макрорегиона, может стать одним из перспективных направлений.
Первый заместитель председателя Комитета по региональной политике и местному самоуправлению, Председатель Правления РАВИ Сергей Морозов полагает, что ВИЭ заслуживают разработки отдельного Национального проекта, направленного на развитие полноценной самостоятельной отрасли, включающей развитие не только источников энергии, но и систем хранения и электротранспорта.
Российское экспертное сообщество убеждено, что генерацию на основе ВИЭ необходимо развивать как отдельное направление энергетики. ВИЭ-генерация является точкой сборки большого количества высокотехнологичных решений, для поддержки и развития которых требуется серьёзный подход на высоком государственном уровне. И планомерная работа в этом направлении уже ведется. На базе Российской Ассоциации Возобновляемых источников энергии и электротранспорта (РАВИ) создан и активно работает Экспертный Совет, первоочередной задачей которого является разработка Федерального проекта развития ВИЭ-генерации, систем хранения, электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры.
Создание Федерального проекта ведется с учетом необходимости решить такие важнейшие задачи, как технологическое лидерство в ключевых отраслях отечественной экономики, энергетическая безопасность страны, эффективное освоение новых территорий, обеспечение комфортной жизни всех граждан России. Именно эти задачи Правительство РФ обозначило в качестве приоритетных, представив в марте этого года пул прорывных инициатив, включающих мегапроект "Атом и новые источники энергии", частью которого может стать Федеральный проект развития ВИЭ-генерации.
Сегодня уже не осталось никаких сомнений в том, что именно развитие возобновляемой энергетики в перспективе обеспечит высокий уровень жизни, о котором мечтает каждый из нас: чистый воздух и вода, обеспеченное экологически чистым теплом и светом комфортное жилье. Наша общая задача - превратить эту мечту в реальность.
Понимая важность оперативного решения задач, стоящих перед энергетической отраслью и направлением ВИЭ-генерации в частности, РАВИ сформулировала и представила на рассмотрение Комитета Государственной Думы по энергетике следующие предложения:
1. Поддержать необходимость разработки Федерального проекта развития ВИЭ-генерации, систем хранения, электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры;
2. Включить в состав Экспертного Совета РАВИ представителей Министерства промышленности, Министерства энергетики, Министерства экономики и развития, Министерства природных ресурсов и экологии;
3. Закрепить в действующем законодательстве процедуру упрощенного землеотвода для проектов ВИЭ и зарядной инфраструктуры вплоть до заявительного порядка;
4. Упразднить для объектов ВИЭ-генерации электроэнергии и объектов зарядной инфраструктуры плату за присоединение к электрическим сетям;
5. Упразднить обязательное согласование размещения объектов зарядной инфраструктуры с сетевыми компаниями и товариществами собственников жилья;
6. Законодательно утвердить на всех уровнях принятия решений приоритет отечественного НИОКР над иностранными патентами;
7. Создать условия для приоритетного внедрения проектов генерации энергии на основе ВИЭ в регионах, где такие решения демонстрируют положительный экономический эффект по сравнению с традиционной генерацией (например, ДФО и другие труднодоступные для централизованных энергосистем области);
8. Повысить предел для собственной генерации электроэнергии на основе ВИЭ на предприятиях до 100 МВт;
9. Ускорить принятие обсуждавшихся в ходе указанного выше заседания Комитета Государственной Думы по энергетике нормативных актов, направленных на совершенствование правового регулирования отрасли ВИЭ-генерации. В частности, обратить внимание на дальнейшее развитие механизмов финансирования для строительства генерации на основе ВИЭ, таких как Соглашение о защите капиталовложений, Фабрика проектного финансирования, Промышленная ипотека;
10. Разработать применение механизмов СВОП, по аналогии с нефтяной промышленностью, в отношении поставок электроэнергии на основе ВИЭ, а также последовательно сокращать практику применения механизмов СПИК и ДПМ, заменяя их более эффективными мерами поддержки отечественных производителей оборудования и разработчиков;
11. Включить генерирующие объекты в целом и ВИЭ в частности в утвержденный перечень объектов критической инфраструктуры с обязательным использованием исключительно отечественного программного обеспечения;
12. Рекомендовать широкое применение инвестиционных договоров на оптовом рынке для ВИЭ.
Позицию РАВИ также поддержали коллеги из отрасли. В частности, Олег Баркин, член Правления Ассоциации "НП Совет рынка", генеральный директор ООО "Центр энергосертификации", выразил надежду, что на смену поддержке развития ВИЭ-генерации в России через ДПМ придут более эффективные меры: поддержка производства оборудования и научных исследований, а также меры поддержки финансирования проектов. Также, по его мнению, ещё одной из перспективных мер поддержки ВИЭ-генерации является развитие добровольного спроса.
Олег Баркин рассказал о запуске системы обращения атрибутов генерации и сертификатов происхождения электроэнергии. Введена, в том числе для сферы ВИЭ-генерации, возможность получения атрибутов генерации и сертификатов источников происхождения электроэнергии, которые реализуются на свободной рыночной основе и могут служить дополнительным источником инвестиционных ресурсов. Также утвержден новый порядок квалификации никзкоуглеродных генерирующих объектов, учитывающий переход к квалификации не только ВИЭ, но и иной низкоуглеродной генерации, установление принципа срочности и платности оказания услуг по квалификации с передачей указанных функций ООО "Центр энергосертификации" (ЦЭС). По информации ЦЭС, по итогам двух месяцев работы в системе уже зарегистрировалось 32 участника, из них 21 - генерирующие компании; учет атрибутов генерации ведется в отношении 116 генерирующих объектов суммарной установленной мощностью более 2 ГВт. Объем зафиксированных в реестре атрибутов низкоуглеродной генерации по итогам февраля 2024 года составил 261 млн кВт·ч. В конце марта 2024 года состоялась первая сделка по передаче "зелёного сертификата".
В рамках расширенного заседания шла речь о планируемых к принятию нормативных документах в сфере ВИЭ. В ближайшее время планируются к внесению в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ и проект распоряжения Правительства РФ, связанные с индексацией ценовых параметров для проектов солнечной генерации, отобранных в 2021 году, ввиду наиболее близких по времени сроков их ввода с одновременным сокращением объема квоты поддержки и снижением базовых предельных величин показателя эффективности для СЭС на последующие периоды программы ДПМ ВИЭ 2.0, что исключит негативные последствия от данной меры для потребителей оптового рынка электрической энергии и мощности.
В этом же проекте нормативного правового акта предусмотрена процедура согласования с системным оператором плановых точек размещения объектов ВИЭ, сооружение которых планируется в рамках проводимых начиная с 2024 года конкурсных отборов по программе ДПМ ВИЭ, а также ранее отобранных по указанной программе проектов, планируемых к переносу места расположения после 01.07.2025. Такая регуляторная мера позволит стимулировать участников к более равномерному расположению объектов ВИЭ-генерации.
Внесен в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ, предоставляющий инвесторам, выигравшим конкурсные отборы на розничных рынках, право сдвинуть на 2 года "вправо" сроки ввода объектов в эксплуатацию либо отказаться от их реализации без применения санкций.
В высокой степени готовности находится проект постановления Правительства РФ, направленный на введение на розничных рынках электрической энергии системы финансовых гарантий для лиц, планирующих принять участие в региональных конкурсных отборах проектов ВИЭ-генерации, что исключит появление на рынке недобросовестных участников, осуществляющих политику искусственного занижения ценовых заявок без реальных намерений по сооружению объектов.
С учетом необходимости стимулирования строительства объектов малой гидрогенерации разработан и находится в стадии урегулирования разногласий с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проект распоряжения Правительства Российской Федерации об увеличении квоты поддержки для МГЭС по программе ДПМ ВИЭ на дополнительные 30 млрд руб. в ценах 2021 г. на период 2030-35 гг. (на сегодня квоты установлены только на 2027-2029 гг.). Такая мера позволит обеспечить дополнительный ввод в среднем до 68 МВт МГЭС в год, при этом влияние на конечную цену электроэнергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности будет незначительным и составит максимально порядка 0,4% в год. Также проектом распоряжения Правительства РФ увеличиваются предельные одноставочные цены для МГЭС, которые могут быть заявлены участниками на конкурсный отбор, исходя из необходимости дополнительной индексации учитываемых в их составе величин капитальных затрат на 20,5%.
В стадии разработки находится проект постановления Правительства РФ, направленный на применение при установлении подлежащих государственному регулированию тарифов на электрическую энергию, поставляемую объектами ВИЭ-генерации, выигравшими региональные конкурсные отборы, территориальным сетевым организациям либо гарантирующим поставщикам в технологически изолированных энергосистемах, механизма индексации на индекс потребительских цен, что положительно повлияет на перспективы окупаемости таких проектов и снизит вероятность завышения цен в исходно подаваемых на конкурсы заявках.
По итогам расширенного заседания Комитет будет рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на регулирование вопросов расширения зон конкурентного ценообразования в электроэнергетике на территории ДФО;
- ускорить принятие обсуждавшихся в ходе заседания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования отрасли ВИЭ;
- продолжить работу по минимизации влияния кризисных явлений на отрасль возобновляемой энергетики.
Министерству энергетики Российской Федерации:
- продолжить мониторинг динамики развития ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности и розничных рынков электрической энергии.
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
- продолжить работу по стимулированию и развитию локализации промышленного производства отечественного энергооборудования на базе ВИЭ, импортозамещению и достижению целевой доли экспортных заказов и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
По материалам:
http://komitet-energo.duma.gov.ru,
http://komitet-energo.duma.gov.ruhttps://rawi.ru,
http://komitet-energo.duma.gov.ruhttps://rawi.ruhttps://minenergo.gov.ru,
http://komitet-energo.duma.gov.ruhttps://rawi.ruhttps://minenergo.gov.ruhttps://peretok.ru,
http://komitet-energo.duma.gov.ruhttps://rawi.ruhttps://minenergo.gov.ruhttps://peretok.ruhttp://duma.gov.ru